Суперспособности для тинейджеров. Обзор Life is Strange

Как гласит заголовок игры, жизнь действительно удивительна. Кто мог подумать, что история 18-летней девушки из небольшого городка Аркадиа-Бэй увлечет тысячи фанатов на целый год, заставляя строить теории и анализировать уже пройденное между выходами новых эпизодов!? Но необычная история затягивала, сюжет развивался, а заветная концовка обещала невероятную кульминацию. Наконец, час икс настал, покровы были сброшены, герои и злодеи явлены на суд наблюдателей. Чтобы разобраться в этом хитросплетении, стоит начать с начала.
Главная героиня — Максин Колфилд, или просто Макс. Она — путешественница во времени. Но не из тех, что садятся в странного вида капсулу и дергают рычаг, отправляясь в далекое прошлое давить бабочек и менять ход истории. Эта способность появилась у девушки внезапно, как лев в океанариуме. Макс обнаружила, что может немного «отмотать» время назад, при этом оставшись в той же самой точке. Робкому и неуверенному подростку (хотя чего там, 18 лет уже — взрослее некуда!) такой подарок судьбы пришелся кстати — ее подругу Хлою убивают в потасовке прямо на глазах несчастной героини. Что ж, небольшая перемотка, включение пожарной сигнализации — и вуаля, друг детства спасен.

Макс и Хлоя — старые приятели, но прошедшие с последней встречи 5 лет сильно изменили их. Макс — скромная тихоня, вернувшаяся в родной город учиться в престижной академии Блэквелл. Она грезит искусством, а ее призвание — фотография. Впрочем, пока что у Макс только множество снимков с ее «полароида» — настоящие камеры ей не по карману. Хлоя — полная противоположность: дерзкая, энергичная, слегка озлобленная оторва с крашеными волосами и не самыми полезными привычками вроде курения и ношения огнестрельного оружия. Но именно на таком контрасте хорошо заметны отличительные особенности персонажей.

Приключения Макс и Хлои сложно назвать увлекательными. Часто это опасные передряги, выпутываются из которых героини с трудом и большой удачей. Сюжет разделен на 5 эпизодов. Но арки сценария выстроены очень основательно и грамотно, так что подобная разбивка только добавляет интереса. Life is Strange умеет цеплять. Каждый эпизод заканчивается восхитительным и интригующим обрывом, заставляющим в нетерпении строить самые различные теории и грызть карандаши, отсчитывая дни до заветного релиза следующей главы. Клиффхэнгеры (разрывы истории в конце эпизодов) удаются авторам столь удачно, что ожидание каждой новой серии постепенно превращается в ритуал, составляющий непременную часть игрового опыта в Life is Strange.

При этом внутри эпизодов творится нестабильная, но очень эффектная магия. Каждый фрагмент игры имеет свое настроение и свой мотив. При этом снова и снова попадешь во все тот же мир, но чуточку новый. Меняются условия, декорации и само действие. Способствуют этому не только грамотно построенные сюжеты внутри серий, но и тот самый дар героини перемещаться во времени. Порой Макс получает возможность вернуться назад и поменять что-то, попытаться спасти кого-то, и настоящее меняется. Принятые решения так же учитываются и влияют на будущие события. Что особенно приятно, игра почти не предлагает легких выборов. Каждый — моральная дилемма между тем, как поступить правильно, как поступила бы Максин в этой ситуации и «а что если». Для последнего случая перемотка позволяет вернуться и изменить решение, а порой получить информацию, чтобы использовать ее в диалоге или последующих событиях. Самый банальный пример — узнать правильный ответ на вопрос учителя, вернуться назад и удивить весь класс. Впрочем, в большинстве важных и сложных выборов предугадать их последствия можно лишь условно, часто вовсе не понятно, как одно решение может в будущем выстрелить в спину.

Перемотки времени одновременно и самая слабая сторона игры, обгоняет ее по неуклюжести только лицевая анимация — герои открывают рты как будто деревянные. Авторы уже экспериментировали со временем в своей предыдущей игре, Remember Me. В LiS эта возможность получила правильное развитие, но все равно чаще ставит палки в колеса логике повествования и заставляет переигрывать один и тот же момент по несколько раз, пытаясь найти решение. Казалось бы, элегантный способ, но часто это просто мешает. Впрочем, Макс услужливо подсказывает решение для сложных ситуаций, так что зайти совсем в тупик не получится.

Но когда хромающая нога временных коллапсов перестает подпинывать процесс, начинается самое завораживающее время, благодаря которому влюбляешься в игру. Нелегкая история девочки-подростка преподносит меланхоличную и грустную, но полную надежды гамму чувств. Наблюдать за бытовыми сценами и трескотней со сверстниками и подругами приятно и на удивление увлекательно. Пусть диалоги в игре и не являются образцом для подражания, но передают эмоции и отношения довольно точно. Порой возникает ощущение, что игра не потеряла бы ни капельки своей привлекательности, не будь в ней заморочек со временем.

Рассказывать больше о Life is Strange без спойлеров сложно. Любые попытки развить дискуссию относительно удачности идей за рамками даже первого эпизода приведут к раскрытию важных подробностей, которые в идеале должны стать сюрпризом. Небольшие провалы, яркие моменты и расслабляющие будни окажутся под угрозой срыва. А уж если начать вдаваться в анализ результативности выборов, сделанных в игре, и связи с этим концовки — так и вовсе добрую половину интриги можно считать развеянной. Однако к концовке игры имеются вполне обоснованные претензии. Серьезная и сложная, она наталкивает на размышления, вселяет некий эмоциональный груз, с которым придется жить до первого перепрохождения, если такое случится. Но что важнее, игра наступает на грабли Mass Effect, давая сделать финальный выбор, слабо опираясь на историю предыдущих. Получается, что все 5 эпизодов решаешь сложные дилеммы, а концовка зависит в большей степени от одного последнего волевого решения. Но это скорее булыжник в огород сюжета, который ближе к концу сворачивает на опасное плутание по узким временным тропам. С другой стороны, историю есть за что похвалить. Например, за отсутствие внезапно выскакивающих из сценарных кустов злодеев или вполне удачные иллюстрации отношений двух героинь в разных ситуациях, в том числе и благодаря тем самым скачкам во времени.

Финальный вердикт в случае LiS обязан опираться и еще на пару столпов, формирующих неповторимую атмосферу игры. Во-первых, это визуальный стиль. Он необычный: рисованный, но серьезный, контрастный, но слегка мрачноватый. Благодаря необычной рисовке игра получила отличительную особенность, но слегка потеряла в вере в происходящее. Модели и текстуры основных персонажей и объектов прорисованы хорошо, а вот второстепенные вещи выглядят слабо: на постерах и фото ничего не видно без приближения, любые предметы второго плана «размыливаются», а земля и пол и вовсе выглядят как бетонные площадки с размазанной по ним краской. Стиль необычен и индивидуален, но порой создает неприятные виды. Что-то близкое, но лишенное подобных недостатков, можно увидеть в прекрасной игре Brothers: A Tale of Two Sons. Тем не менее окружающий мир интересно исследовать, а диалоги с другими персонажами просто приятно слушать. К счастью, нарезать километры в поисках цели здесь не требуется. Локации компактны и органичны.

Куда лучше авторы работают с камерой, особенно в моменты спокойствия — стоит Макс присесть на лавочку или выглянуть в окно автобуса, виртуальный оператор спешит показать окружающий героиню мир с разных ракурсов, порой классических, а иногда — совсем необычных. В такие моменты приятно откинуться на спинку кресла и просто полюбоваться картиной, не забывая щелкать скриншоты при каждой смене кадра. Да и во время игры рассматривать мир вокруг бывает занятно. Несмотря на проблемы с графикой, здешние экстерьеры радуют приятными видами. Прямое управление также идет игре на пользу — возможность крутить камерой и командовать персонажем явным образом, а не кликая мышью по дорожкам — большой плюс погружению в роль Максин.

Окончательно определяет настроение и атмосферу в каждом из эпизодов музыка. Потрясающе подобранные композиции вдыхают жизнь в сцены, которые без них были заметно проще. Прогулка по школьному коридору из первого эпизода в наушниках под композицию Сида Мэттерса To all of you становится визитной карточкой игры и одним из самых теплых воспоминаний о ней.

В конце концов Life is Strange оказывается совсем не такой, какой ожидаешь. Она рассказывает прекрасные истории из жизни 18-летней девушки, трудностях общения и налаживания некогда утраченных отношений. Но как только начинаются манипуляции со временем, волшебная формула дает сбой, и история, начинавшая налаживаться, погружается в моральные противоречия и балаган вида «не прокатило — попробуй другой вариант». Все не как в реальности, где прожить отведенный срок «на черновик» не выйдет, и нужно думать головой вместо перебирания всех возможных попыток. С одной стороны, такой подход отвлекает от удачного повествования и неспешных исследований. С другой — это прекрасный шанс испытать новый «опыт», побывать в ситуации, в которой в жизни оказаться вряд ли придется. В конце концов, ведь именно поэтому мы и любим игры, за возможность опробовать самолично новые миры и вселенные, окунуться в вымысел и постичь чуточку больше, чем есть в нашем физическом мире.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

83
Необычная и трогательная история, прерываемая ураганом скачков во времени, тем не менее приносящая массу эмоций и глубокое сопереживание героям.
Евгений Беляев

Евгений Беляев

@MorgenS(92)Сайт

Гик и геймер. Фанат ПК и чуточку консольщик. Редактор и автор.

Twitter

Комментарии:
  • Игра не дотянула до 84, конечно

  • Diego1907

    Рецензия отличная, но вот с «отсутствием внезапно выскакивающих из сценарных кустов злодеев» несколько не согласен. Тем не менее, личная оценка игре — 10/10, ибо давно не играл в столь душевные проекты.

    • MorgenS

      Спасибо. Что касается злодеев — бывали случаи и похуже. Здесь все очень логично, круг подозреваемых имеется, все нормально. Конечно, разыграно это не так хорошо, как в Heavy Rain например, но все же.
      А оценки — вообще странные штуки :) Ломал голову день что поставить. За душевность да, 10 баллов.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: