Рецензия на фильм «Эверест»

everest

Начало 90-х годов. Проводится успешная коммерциализация покорения Эвереста, создаются «коммерческие группы» — опытные гиды собирают туристов, чтобы взойти на вершину горы. Гиды берут на себя закупку оборудования, организацию маршрута и страховку путников. Дела идут неплохо — проводники зарабатывали огромные деньги на клиентах, а физически подготовленные туристы добирались до вершины и возвращались обратно. Все изменилось в мае 96-го.

10 мая 1996 года произошла одна из самых масштабных трагедий в истории альпинизма — в результате сложных метеоусловий и недостаточной подготовки экспедиции при восхождении на вершину Эвереста погибло 8 человек, еще двое получили травмы. Выжившие после восхождения описывали события с разных точек зрения, нередко обвиняя друг друга в причинах гибели коллег. К чести Бальтасара Кормакура, режиссера «Эвереста», события в фильме преподносятся максимально нейтрально и аккуратно, давая зрителю сделать выводы самостоятельно.

Бальтасар Кормакур на съемках

Покрытый снегом пик вознесся до небес

Повествование ведется достаточно неспешно. Авторы решили не превращать драму в фильм-катастрофу и в какой-то степени сделали упор не на самом происшествии (которое, впрочем, занимает практически всю вторую половину действия), а на раскрытии персонажей и их предыстории. Для этого были изучены имеющиеся мемуары выживших участников, прослушаны радиопереговоры и рассказы очевидцев. Более того, на основные и второстепенные роли подобрали мастерский состав, в котором каждый из актеров достаточно сильно похож на реального участника событий.

Роба Холла, матерого главу первого отряда альпинистов («Консультанты по приключениям») сыграл Джейсон Кларк. В его команде Бэк Уизерс (Джош Бролин), семьянин и отец, который чувствует себя счастливым лишь на высоте; близкий друг Роба Гай Коттер (Сэм Уортингтон); Даг (Джон Хоукс), мечтающий покорить Эверест ради ребятишек, продемонстрировав им, что любая мечта осуществима; журналист Джон Кракауэр (Майкл Келли) и единственная женщина, покорившая 6 из 7 вершин — японка Ясуко (Наоки Мори). В другом лагере («Горное безумие») представлены лишь двое альпинистов: руководитель лагеря Скотт Фишер, роль которого исполняет Джейк Джилленхол и Анатолий Букреев, сыгранный исландцем Ингваром Эггертом Сигурдссоном.  К слову, Анатолий показан в фильме только с лучшей стороны, без лишнего пафоса и какой-либо «клюквы».

Весь фильм разделен на две части. Первая – подготовительная. Зрителя постепенно знакомят с каждым из героев, рассказывают о процессе акклиматизации, создании базовых лагерях у подножия горы и описывают детали подъема на вершину, демонстрируя при этом потрясающие панорамы местности. Действие первой половины достаточно медленное: режиссер не торопится переходить к самому подъему в гору, давая зрителям прочувствовать постепенное увеличение высоты, а вместе с тем и волнение героев.

Каждое появление Джейка Джилленхола на экране воспринимается на ура. Пусть роль и небольшая, но играет просто прекрасно.

Каждое появление Джейка Джилленхола воспринимается на ура. Пусть экранного времени и мало, но играет просто прекрасно.

Пройдя акклиматизацию и короткое обучение наступает вторая фаза «Эвереста» — восхождение. Кормакур буквально поминутно воссоздает события, происходившие в реальности. Напряжение при этом нарастает с каждой минутой, достигая своего пика в момент прихода бури. Успев привязаться к героям, зритель начинает переживать за каждого из них и бессильно наблюдать за тем, как начинает раскручивается цепочка событий, которая неминуемо приведет к трагическим последствиям.

Сдаваться не привык без боя Эверест

«Эверест» — редкий случай в кино когда присутствующие в зале невольно становятся полноценными участниками событий. Все элементы в фильме работают на это: отличная актерская игра, постепенно нарастающее напряжение и потрясающее техническое исполнение. Для натуральности происходящего команда отправилась в Альпы, некоторые эпизоды снимались при температуре -30°, а во время сцен на леднике пришлось отправиться на горнолыжный курорт, где группа буквально утопала в снегу — съемки велись при мощнейшем снегопаде. Результат того стоил: чувствуется отличная работа оператора.

Нельзя не упомянуть Киру Найтли в роли жены Роба Холла, которая прекрасно справилась со своей ролью

Нельзя не отметить отличную игру Киры Найтли в роли жены Роба Холла

В картине продемонстрированы шикарные горные пейзажи, достоверные передвижения альпинистов, а во время бури камера выхватывает головокружительные ракурсы. Обязательно стоит идти в кинотеатр с большим экраном и хорошим 3D, а лучше в IMAX — только так можно полностью погрузиться в атмосферу. Звук не отстает от картинки и отлично усиливает ощущения. Особенно запоминаются порывы ветра и безумный рев снежной бури, во время которой происходит осознание того, что зритель находится в самом эпицентре, вплоть до мурашек и дрожащих коленей (фильм был просмотрен в зале с технологией Auro 3D, которая здесь работает на все сто).

«Эверест» определенно один из самых эмоционально сильных и тяжелых картин этого года. Невероятное напряжение, атмосфера и отличная связь с актерами заставляют поверить в происходящее даже в отрыве от реальности. В финале, когда зрители понимают, что увиденное за последние два часа было реальным событием произошедшим с реальными людьми, не все могут справиться с нахлынувшими эмоциями.everestmovie

К сожалению, медленное повествование в первой половине не всем придется по нраву, и часть зрителей может устать от персонажей, не желая понять мотивацию и сопереживать им. Однако, если вы готовы погрузиться в историю одного из самых трагических событий в истории альпинизма — «Эверест» определенно не разочарует. Над фильмом была проделана огромная и кропотливая работа со стороны абсолютно всех участников съемок и это чувствуется каждую минуту.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

85
Один из самых эмоционально сильных фильмов этого года. Отличная игра актеров, качественное техническое исполненение и огромное уважение к трагедии со стороны авторов.
Евгений Делюкин

Евгений Делюкин

@De11(36)

Twitter

Комментарии:
  • progerz

    Буквально только-что вернулся из IMAX. Очень сильный фильм, одни эмоции. Сьёмки очень реалистичны.
    Один из лучших в этом году.

    Кира Найтли сыграла на все 100%, хотя она и второстепенный герой.

  • Александр Устинов

    На мой взгляд неспешность повествования первой половины фильма абсолютно оправдана. Восхождение на любую вершину не происходит в спешке. Если речь идёт о высоте больше 3000-3500 метров, то обязательна акклиматизация. Иначе привет горняшка.
    Я бы вообще был не против, если бы в фильме более детально показали подъём до базового лагеря, т.к. у несведущего зрителя может сложиться ощущение, что они дошли до него очень быстро. А ведь это, на минуточку уже 5000 метров высоты. За пару-тройку дней тут не взбежишь.
    В целом же, фильм хороший. Главное понимать, что он про восхождения в целом, а про одну конкретную ситуацию. Не стоит по нему судить о всех горных походах.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: