«Агенты А.Н.К.Л.»: ода шпионскому стилю

Спасибо 2015 году за возвращение моды на шпионские боевики. В феврале вышел подростковый «Кингсман», в начале августа — безбашенная «Миссия Невыполнима», а теперь подъехали стильные «Агенты А.Н.К.Л.». Режиссер последней — Гай Ричи — сумасбродный британец, сделавший себе имя на отличных комедийных боевиках. После перерыва, затянувшегося на 4 года, он вернулся с картиной про спецагентов 60-х, снятой по одноименному сериалу времен Холодной войны. И сделал это с присущим ему шиком и безупречным стилем.

Стиль — главный рабочий механизм «Агентов». Он, через идеально установленный ракурс и правильно подобранный саундтрек, преследует зрителя вплоть до слегка ожидаемой концовки. Ричи не растерял чувства ритма: когда нужно поддать цвета и музыки, а когда снизить темп повествования и повысить градус напряжения. Он делал это в «Рок-н-рольщике», а до этого в «Большом Куше»: применял современные технологии, пользовался известными приемами, но всегда оставался собой, не превращаясь в избитый инструмент развлечения капризного зрителя.

«А.Н.К.Л.» — картина с выверенным балансом между юмором и откровенным издевательством. Русские здесь нервные, но отнюдь не злые; американцы — напомаженные, но храбрые; британцы предусмотрительные, но не чопорные. Никаких ушанок, гамбургеров и полуденных чаепитий, только клички на уровне «большевик/ковбой», да намеки на стереотипы. Сохранен баланс и между главными героями. Даже в финале один из них занят злодеем, а другой обезвреживанием бомбы. Все как по Яну Флемингу.

«Агенты» — это так и не доставшийся Гаю Ричи «Джеймс Бонд». Здесь в избытке юмора и шпионских клише, но при этом хватает ключевых деталей франшизы, вроде дорогих машин, красивых женщин и коварных злодеев, знающих все наперед. Дополнением служит лучшая эпоха, в которой могло твориться что угодно, вплоть до сотрудничества противоборствующих СССР и США. Львиную долю успеха выполняет дуэт Генри Кавилла и Арни Хаммера: первый в кое-то веки не похож на столб, а играет карикатурного бабника; второй не пускается в клюкву, а отрабатывает фольклорный образ советского разведчика.

Было бы неправильно копировать самого себя, но все же, «Агенты А.Н.К.Л.» — образцовый пример шпионского фильма. Он на своем месте: не лезет в клоунаду к «Кингсману» и не соревнуется в изобретательности с «Миссия Невыполнима». Гай Ричи снял добротный комедийный боевик об истории, войне и о том, что дружба важнее работы. Без откровений, просто очень хорошее кино.

Николай Чумаков

Альтернативное мнение

Рецепт классического шпионского фильма известен: капля стиля, немного дорогой техники, один или несколько крутых, но непременно сентиментальных героев, да глобальный конфликт, угрожающий всему человечеству. К сожалению, Гай Ричи не сделал ни шага в сторону — «Агенты А.Н.К.Л.» сняты точно по этим лекалам.

Часть составляющих доведена до абсолюта. Музыка идеальна, а стиль так и вовсе брызжет на зрителя из каждого кадра, смешивая лощеного Наполеона Соло (Генри Кавилл) с Джеймсом Бондом и захватывая сердце типичными для Гая Ричи шикарными титрами. Вот только заданный первыми сценами тон очень быстро рвется. Прекрасные 60-е оказываются лишь театральными декорациями, не имеющими под собой никакого бэкграунда. Глубочайший идеологический конфликт между СССР и США исчерпывается парой неловких драк и скептически выплевываемыми кличками «коммунист» и «ковбой», вместо имен. А хваленая постановка почти ничего не добавляет к уже виденному в трейлерах. Ричи всё ещё мастерски играет планами и темпоритмом, но в этот раз у него нет в кармане интригующей истории, а это портит всё (и тут в пример не грех привести «Кингсман», успешно усидевший на всех стульях, в отличие от «А.Н.К.Л.»).

Уместно лишенная полутонов дистопия «хороший-плохой», к сожалению, проникает куда глубже, чем нужно. Ключевые образы нам, будто не зная о хорошем тоне, выдают в перепалке между героями, совершенно забывшими о необходимости эволюции по ходу действия. Предсказуемость происходящего зашкаливает: клишированные смерти предваряют известный финал, бессчетно пуская в расход простейших, как инфузория, персонажей. Да и сам режиссер под конец роняет баланс, вливая ложку дегтя слишком явной симпатией к третьей стороне. Немного спасают ситуацию Алисия Викандер (Гэби) и уже упомянутый Кавилл, но их усилия легко сводит на нет Арми Хаммер (Илья Курякин), молчаливый и регулярно тужащийся от злобы, но все-таки камень.

В сухом остатке немногое: на удивление уместный юмор, не скатывающийся в идиотские стереотипы; не более чем качественная постановка; хороший саундтрек и, в основном, отличные актеры. Все остальное либо слабо, либо чересчур банально. И уже после просмотра, переваривая впечатления, невольно задумываешься: может, в изначальном формате сериала «Агентам А.Н.К.Л.» было бы комфортнее? Там уж точно нашлось бы время и на раскрытие эпохи, и на раскрытие образов.

Василий Вагин


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии:
  • Alexander

    В течение всего фильма было ощущение, будто я смотрел пилот какого-то безумно крутого шпионского сериала. Вроде как затравка интересная, но самое лучшее будет в следующих сериях)

    • Biffy

      Ура, я не один, кто так думал! :)

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: