«Как устроено кино» — о становлении и влиянии кинематографа

filmish-a-graphic-journey-through-film-by-edward-ross-kak-ustroeno-kino-mif-black-and-white

«Как устроено кино» — детальное исследование кинематографа и его влияния на окружающий мир в виде захватывающего и стильного черно-белого комикса. Автор книги — Эдвард Росс, иллюстратор, художник и киновед из Эдинбурга. На русском языке «Как устроено кино» публикуется впервые, спасибо нашему любимому издательству «МИФ». С удовольствием изучив комикс, издание Age of Geeks спешит поделиться впечатлениями и фактами о данном произведении.


Как заядлый любитель и исследователь кинематографа, я очень заинтересовался книгой «Как устроено кино», но к прочтению подходил с небольшим скептицизмом, ожидая, что на меня свалится гора очевидных и, возможно, чересчур субъективных рассуждений о популярных произведениях. Но буквально с первых страниц весь скепсис мигом развеялся: тут и подробный экскурс в кинематограф, начиная с самых первых попыток демонстрации движущихся картинок; и размышления о влиянии определенных идей на зрителя; и рассмотрения проблем расизма и сексизма; и объяснения как отсылок, так и тонкостей построения кадра. В общем, все-все-все, чего только можно пожелать.

filmish-a-graphic-journey-through-film-by-edward-ross-kak-ustroeno-kino

Хоть комикс в целом и написан доступным языком, он содержит немало сложных размышлений, а также цитат и отсылок к великим философам. Например, упоминаются Жиль Делез и Жан Бодрийяр. Последний в своем трактате «Симулякры и симуляция» изучает взаимосвязи между реальностью, символами и обществом. А Делез в своей книге Cinema II: The Time Image подробно исследует роль времени на киноэкране. Как и все работы этого философа, литература довольно сложная, но стоящая прочтения для более глубокого понимания.

Книга «Как устроено кино» очень многогранна: ее можно использовать как список того, с какими фильмами стоит ознакомиться (в конце есть огромный перечень картин, упомянутых на страницах комикса), воспринимать как энциклопедию об истории кино (изучить, с чего все начиналось и к чему движется) или же научную работу о влиянии на наши ценности и взгляды. Большая часть книги состоит из все еще актуальных для человечества проблем по отношению к другим расам и гендерам. С чего все начиналось, как развивалось. Наглядно и простым языком.

Эдвард Росс приводит хорошие примеры и грамотно рассказывает о проблемах равноправия и объективации, начиная с самих истоков. Но не подумайте, автор не зациклен только на этих темах. Конечно же, затрагиваются и многие другие. К примеру, он интересно размышляет о современных технологиях, motion capture, визуальных эффектах. Не только о достоинствах, но и недостатках: «В стерильном компьютерном окружении мы рискуем потерять то, что делает кино таким прекрасным, — ошибки, импровизации, непредвиденные события, мелочи, не поддающиеся контролю, но добавляющие фильму глубины». На примерах лент «Хиросима, любовь моя» и «Вальс с Баширом» рассуждает о ненадежности и изменчивости памяти. Упоминая «Быть Джоном Малковичем» — об одержимости телами знаменитостей: «Жизнь в другом теле — не побег вовсе, но, скорее, способ запереть себя на чужой территории». В своей книге автор размышляет об очень многих темах, с которыми так или иначе соприкасается кино.

filmish-a-graphic-journey-through-film-by-edward-ross-kak-ustroeno-kino-mif

У комикса интересное повествование, сам автор здесь появляется на многих страницах, исполняя в данном случае главную роль — рассказчика. Его можно увидеть как одного, так и в окружении известных персонажей.

В конце концов, «Как устроено кино» — это хороший комикс о самых разных фильмах, где как новички, так и опытные любители кино найдут много интересного: море знакомых кадров, полчище отсылок к самым разным картинам, описание всевозможных хитростей, операторских приемов и подтекстов. В конце книги есть раздел «Примечание», который занимает целых 20 страниц (сама книга объемная, всего здесь около 200 страниц). Там можно найти (и желательно туда каждый раз обращаться во время прочтения) и перечень фильмов, кадры из которых находятся на определенных страницах, и пояснение аллюзий и смыслов, и советы, какие еще фильмы посмотреть по теме, и упоминания книг, из которых приведены цитаты или с какими еще стоит ознакомиться. Информации на самом деле очень много, неспешно почитывая по вечерам книгу, удовольствие можно растянуть на неделю. И в дальнейшем к ней захочется обращаться еще не один раз.

Нравится, что на ту или иную тему/проблему в примеры приводятся одновременно как старые, так и новые фильмы. Это показывает, что автор не ограничивает себя и читателей и не привязывается к определенным рамкам. Лично мне хотелось бы больше «внутренней кухни», детальной информации о всевозможных киноприемах, а в комиксе в основном все сводится к тому, как меняется киноискусство и влияет на жизнь. Тем не менее все это очень интересно, важно и полезно. «Как устроено кино» — познавательное, понятное и увлекательное произведение как для новичков, так и для зрелых киноманов. Must have, как говорится.

Издание на русском языке радует не только грамотным переводом и оформлением, но и качеством бумаги: гладкая, плотная. Книгу безумно приятно держать в руках. Купить комикс «Как устроено кино» можно на сайте издательства «МИФ».


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Никко Блумквист@N1kk0 (266 lvl)
Основатель и главный редактор Age of Geeks
Автор статьи в TwitterАвтор статьи в VKАвтор статьи в Steam
Подписывайтесь на Age of Geeks в Twitter, Telegram, FB, ВК или Дзен, следите за актуальным там, где вам удобно! Также вы можете присылать нам свои статьи. Если вам понравился материал, поддержите проект.
Комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: