Алхимия в играх: особенности и геймдизайнерские решения

Алхимия в играх

Во многих RPG играх возможности главного героя не ограничиваются лишь маханием мечом да спасением принцесс. Обычно разработчики позволяют тратить игровое время, опыт и деньги не только на боевые навыки и магию, но и на другие полезные вещи. Например, на ковку мечей, снятие шкур, готовку еды и прочий «крафт». Отдельного внимания заслуживает одна из самых незаменимых профессий в трудовой книжке среднестатистического Арагорна — алхимия. В суровых условиях волшебного мира умение сварить себе аспирин из подорожника и пальца тролля сильно облегчает тяжелый быт приключенца.

Обычно алхимия в играх отличается от того же кузнечного дела лишь тем, что в окне рецептов вместо слитков металла у нас ягоды и коренья. Однако порой разработчики не ленятся и ищут интересные способы передать все волшебство этого древнего ремесла. В данной статье мы попытаемся вспомнить, какие игры пошли дальше скучного крафтинга и предложили игроку действительно необычную и даже веселую алхимию.

Начать стоит, пожалуй, с серии The Elder Scrolls. С первых частей у игрока была возможность вложить очки умений не во владение топором или стрельбу из лука, а в навык варить все, что варится, и смешивать все, что мешается под ногами. Процесс незамысловатый: осматриваем местность по ходу странствий, срываем все интересно выглядящие цветы и грибы и по приходу в безопасное место закидываем их в ступку. Но в TES вся эта химическая рутина имела несколько важных отличий от привычного крафтинга бутылок с маной:

  1. Никаких привязок к фиксированным рецептам. Если хотите сделать себе лечебное зелье, не нужно варить именно 2 лечебных корня — достаточно найти ингредиенты с целебными свойствами и смешать их в желаемых пропорциях.
  2. Все ингредиенты имели набор качеств, смешивая которые, мы получали необходимое. Узнать свойства того или иного растения можно было как экспериментальным путем, так и банальной пробой на вкус с очевидными последствиями.
  3. С выходом Skyrim появилась возможность называть зелья так, как вам захочется.
Алхимия в играх

Однако не одними «Свитками» едины. Gothic привнесла в игровую алхимию одну интересную особенность, к которой разработчики почему-то очень не любят прибегать. Дело в зельях с перманентным эффектом. У игрока есть возможность достигнуть высших навыков в алхимии, что позволит ему варить зелья, дающие постоянные бонусы к ловкости, силе, мане или здоровью. Эту идею унаследовал Risen, а до оного переняла неоднозначная Two Worlds, присоединив механику перманентных зелий к идеям алхимии из TES. Вот только необходимые вещи для постоянных зелий были чуть менее редкими и не требовали особых знаний — достаточно было устроить геноцид популяции лис или бобров и пустить их на фэнтезийный допинг. Зато и сами зелья давали не такую ощутимую прибавку, как в той же Gothic.

Алхимия в играх

Обсуждение алхимии не может проходить без такой серии игр, как The Witcher. Создание эликсиров — неотъемлемая часть образа Геральта, и она не могла не найти своего отражения в играх. Разработчики это прекрасно понимали и постарались ввести в игровую механику интересные идеи.

В первой и второй частях The Witcher все игровые травы и части тела монстров несли в себе какой-то химический элемент. Поэтому для создания эликсира или масла не обязательно было искать конкретный корнишон — достаточно было подобрать аналог. В первой части так же можно было домешивать дополнительные ингредиенты к готовому рецепту. Таким образом можно как получить усиленное зелье, так и токсичное варево.

В третьей части система из 9 общих химических элементов деградировала в обычный крафт в духе «собери именно эти травы и получи именно это зелье». Но разработчики дали игрокам приемлемую компенсацию. Если Геральт использует эликсир, то ему не придется снова готовить его в будущем. Вместо этого ведьмак разбавляет эликсир алкагестом и восстанавливает количество его использований. Знающие игровые «варщики» должны понимать, насколько такая, казалось бы, простая идея облегчает их алхимический быт.

Алхимия в играх

Как бы вы не относились к Minecraft, но отрицать гениальность ее геймплейных решений попросту глупо. У разработчиков весьма интересный подход к любому аспекту, от животноводства и до темы данной статьи. Зельеварение квадратной песочницы ощущается по-особому за счет следующих особенностей:

  1. Большая часть процесса делается руками. Вы используете какие-то меню и окошки только для закладывания ресурсов в варочную стойку. В остальном все ваши действия делаются исключительно вручную. Вам нужна колба с водой? Возьмите емкость и наполните ее из реки или из котла, который можно поставить в собственной лаборатории и заполнить водой. После закиньте ее в варочную стойку, добавьте ингредиенты и материал для подогрева и ждите, пока нужное сварится в реальном времени.
  2. Эстетика алхимии. Ингредиентов, как и видов зелий, достаточно много для второпланового развлечения, ведь в Minecraft вообще-то надо строить, исследовать и выживать, а не играться с реагентами. Но даже тут разработчики подошли с вниманием к мелочам. Необходимые коренья и паучьи глаза не продаются в магазине и не выпадают из врагов аккуратными мешочками. У каждого цветка и гриба свои условия и места роста. Не получится вырастить на одной грядке мухомор и какой-нибудь чудо-корень. Хочешь растить адскую траву? Изволь создать для нее нужные условия. Нет, горшок с водой не подойдет, это так не работает.

Да и в целом такие детали, как возможность заиметь ведьмин котел, необходимость охотиться на пауков и скелетов ради реагентов и многогранность условий для производства необходимых трав придает этому занятию свой шарм и атмосферу.

Алхимия в играх

Закончить рассказ об этом древнем искусстве хочется, пожалуй, самым необычным экспонатом. Игрой по «Гарри Поттеру». Эта игровая франшиза — отдельная история про взлет и падение, но мы не будем растекаться. Остановимся лишь на том, что последние части игровой серии выходили… неравномерно удачными, однако некоторые не обошлись без оригинальных идей. Например, игра по шестой части книжной серии. «Принц-Полукровка» представляла из себя набор мини-игр разной направленности. Одной из самых интересных времяубивалок было зельеварение. Секрет успеха данной игры чем-то схож с Minecraft — отказ от бесконечных окон крафтинга или текстовых задачек в угоду интересной механике и зависимости от действий, а не ресурсов игрока. В «Гарри Поттере» мы натурально варим зелье руками, закидывая нужное количество пиявок, мешая его поварешкой и заливая жидкие реагенты до тех пор, пока варево не примет нужный цвет согласно инструкции. Благодаря разнообразию действий и постепенному росту сложности процесса зельеварение получилось увлекательным времяпрепровождением.

Хотя это не единственный успех игровой франшизы в данном аспекте — на Playstation 3 выходила игра исключительно про зельеварение для специального приспособления Wonderbook. С помощью него интерактивность заходила еще дальше, позволяя вручную мешать воду в котле и нарезать ножом коренья.

В ходе разработки больших RPG основные средства уходят на анимацию, графические технологии, модели и оплату актеров озвучки. В условиях современной игровой индустрии разработчики почти не заморачиваются насчет того, чтобы сделать уникальной какую-то рутинную активность типа алхимии, отставляя лишь менеджмент ресурсов в отдельном игровом окне. Именно поэтому случаи, когда создателям не безразличны подобные мелочи, делают игру глубже и интереснее.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Даниил Кортез
Даниил Кортез@MigelKortez (60 lvl)
Автор статьи в VK
Подписывайтесь на Age of Geeks в Twitter, Telegram, FB, ВК или Дзен, следите за актуальным там, где вам удобно! Также вы можете присылать нам свои статьи. Если вам понравился материал, поддержите проект.
Комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: