Будущее Steam

the-2013-steam-summer-getaway-sale-bioshock-infinite-background-and-post-card Пришло время подвести некоторые итоги и оценить грядущие перспективы нашей любимой игровой платформы (для ПК-геймеров, конечно же). И хотя сейчас все внимание приковано к E3, крайне важно понимать, куда движется Steam, потому как гиганту явно мало рынка ПК и он метит выше и дальше — в вашу гостиную, телефоны и т.д. Изложенный в данной статье материал является сборным анализом современных тенденций Steam, и он совсем не означает, что будет ровно так, Valve свойственно менять планы порой в последний момент.

1. Steam Machines, большой экран, гостиная и новый контроллер

Ближайшая перспектива — это, конечно же, «консоли» от Valve под названием Steam Machines. Это огромное событие, однако и большие перемены и большие риски. Если сейчас подключение ПК к телевизору — занятие энтузиастов, то уже скоро массовый потребитель столкнется с выбором не только между Xbox и Playstation, но и Steam. Хотя, последняя пока что вряд ли сможет тягаться с махинами приставочного мира, ибо сильных эксклюзивов ей все еще не хватает.

Да и с железом не все так просто. Как известно, платформодержатели редко зарабатывают на железе, основная их выручка идет с отчислений за выпуск игр на их платформе. Сами же приставки продаются лишь с небольшой надбавкой, дабы отбить затраты на производство. И здесь новая идея Valve буквально копирует Google и Android. Мол, вы делаете железо, а мы его продвигаем, делаем универсальную «ось» и снимаем сливки в виде прибылей от продаж. Все бы неплохо, вот только продажа железа, как правило, приносит довольно низкую маржу, а чтобы удержать цены на приемлемом уровне, придется их и вовсе сокращать. Другое дело — машины стоимостью 500, 1000 и более долларов — настоящие игровые гиганты, вот только вряд ли они смогут конкурировать с консолями, скорее станут развлечением тех же энтузиастов.

Что получается? Производителей железа тьма, конкурируют они не только с другими платформами, но и между собой, а дохода особого и не видно. Об этом, кстати, недавно уже говорил управляющий Alienware. В общем, тяжело придется с продвижением. Либо Valve что-то придумает, либо мы получим второй Android рынок, только для энтузиастов, где простенькие модели стоят копейки, но ничего не могут, а топовые стоят крайне дорого, зачастую дороже своих возможностей.

Одно радует — новый контроллер, который станет стандартом де-факто. Если сейчас на РС сотни разных контроллеров, то теперь будет еще один, но уже поддержка которого в игре быть практически обязана, ибо Valve «олигополист» и может себе позволить.

Увы, буквально только что этот новый контроллер перенесли на 2015 год, объясняя необходимостью доработки, так что заодно и массовое продвижение Steam Machines отодвигается в общем графике. d21d1f51bbb82713503921763fefb1e8cb3b2fc5

2. Закрытие Greenlight, частные магазины и стремительный рост ассортимента

Как стало известно недавно, в первые 20 недель года на Steam вышло больше игр, чем за весь 2013 год. И, если честно, это скорее печальная новость. Во-первых, Valve стремится к открытому рынку, где каждый сможет выпустить свою игру (AppStore или Google Play тому пример, скорее даже второе), во-вторых, даже сейчас, пока Greenlight еще не упразднили, количество новых игр зашкаливает. Если раньше те же инди могли рассчитывать на место в топе новых игр, где их кто-то заметит, то теперь они уходят с первой страницы так быстро, что никто и внимания обратить не успевает, да и Valve по умолчанию теперь показывают не новые релизы, а те, что продаются лучше всего. Ну и качество многих новинок оставляет желать лучшего.

Гейб Ньюэлл уже говорил о том, что будущее Steam — это частные магазины по тематикам, где пользователи сами смогут модерировать витрины и выбирать, что держать на виртуальных полках. Зная Valve, скорее всего, эти пользователи будут получать небольшой процент. Так у нас родится горстка элитных счастливчиков со стабильным заработком и сопутствующий черный рынок. Увы, и ах. Возможно, это к лучшему, возможно, нет.

3. Удорожание дорогих игр и удешевление дешевых

Новое поколение консолей несет новую ценовую планку. Если тех же Watch_Dogs (здесь и далее цены с Shopto.net) сейчас можно купить на PC за £40, то версия для консолей текущего поколения стоит £45, а для нового поколения — уже £55. Плавный переход к новому поколению приведет и к росту цен на PC игры. Я намеренно привожу цены на западе, так как сравнивать наши РС и консольные ценники весьма сложно.

Хотя, и рынок ПК-игр в СНГ, скорее всего, ждет рост цен. Причины тому — инфляция и медленное выравнивание с западом. 5-6 лет назад наши коробочные версии стоили $10+, сейчас цена новинки перешагнула $20 рубеж, а Watch_Dogs стоит почти $30, тогда как EA уже давно продает новинки в России по $35-40. При этом ввиду большого притока новых и переизданных старых игр произойдет падение цен на и без того недорогие игры. Это заметно уже сейчас и, скорее всего, многим придется поступиться монетой в угоду продажам. 239b521728cb2e645765c68a016b72843d7dd4f8

4. Музыка, видео, физические покупки

Valve уже запустили бета-тест музыкального проигрывателя для Big Picture Mode, логично предположить, что в неком будущем в Steam появится возможность покупать музыку, а заодно и фильмы. Пока что фильмов в продаже только 2 — «Indie game The movie» и «Free to Play», но ситуация явно изменится. Причем, я бы поставил на то, что подобное нововведение — вопрос даже не ближайшего года, но такое развитие событий, наверное, неизбежно. Возможно, сюда добавится платный пользовательский контент, в первую очередь — платные каналы, возможно, со стриммингом или просто роликами, аналогично youtube или twich, само собой, на игровую тематику, но уж это совсем отдаленный сценарий и вероятность его я бы оценил не так высоко, хотя и предполагаю, что такое возможно.

У Valve уже имеется магазин физических товаров, правда, он не интегрирован в Steam. Смею предположить, что это направление будет развиваться. Например, чтобы SteamMachines или новый контроллер можно было заказать одним кликом.

5. Социализация, мобилизация, воркшопизация и деньги, деньги, деньги

Общий рост Steam постепенно замедляется, рекордные 100% роста за последние несколько лет сменились на 75%, но это по-прежнему очень внушительная цифра. Чтобы продолжить, Valve нужно активно осваивать еще не освоенные смежные области, именно так началась торговля карточками, продажа софта, поддержка MacOS.

Думаю, рано или поздно Valve доберется и до социальной составляющей. Сейчас в ленте можно видеть кто из друзей получает достижения, покупает игры, делится скриншотами, а так же новости групп. Этот функционал явно можно расширить, углубив социальный аспект, позволив лучше скоординировать и упорядочить информацию, в том числе по отзывам, любимым играм и т.п. Главная цель здесь для Стима — продвижение игр через друзей и группы. Частные тематические магазины, о которых я писал выше, как раз призваны частично решить эту задачу. Ну и не стоит забывать про Steam Workshop — платный контент, подписки и т.п.

Итоги

Материал получился довольно объемным, я постарался разложить по полочкам и на составляющие все те направления, в которых развивается Steam и где есть потенциал. Пожалуй, я не упомянул только мобильный рынок. Valve слегка проспал его, да и денег там для сторонних издателей не так много. Возможно, через 3-4 года Valve анонсируют свой мобильный игровой девайс, однако на ближайшее будущее куда более перспективным кажется появление своего мобильного магазина, действующего по схеме SteamPlay — купил игру один раз, получи везде, где она доступна — Windows, Mac, SteamOS, Android. Удобно, приятно, не слишком прибыльно.

Как ПК геймер, я очень люблю Steam и слегка обеспокоен теми событиями, что происходят сейчас. Конечно, стагнация — залог умирания, так что только в развитии есть жизнь, но порой смириться с некоторыми переменами бывает непросто, особенно когда они еще не настали.

P.S. Не забудьте присоединиться к нашей группе в Steam — AgeOfGeeks


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Евгений Беляев@MorgenS (168 lvl)
Гик и геймер. Фанат ПК и чуточку консольщик. Редактор и автор.
Автор статьи в Twitter
Подписывайтесь на Age of Geeks в Twitter, Telegram, FB, ВК или Дзен, следите за актуальным там, где вам удобно! Также вы можете присылать нам свои статьи. Если вам понравился материал, поддержите проект.
Комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: