Гиковый отпуск: Ролевые игры

Добрый день!

Если пишешь статьи о новостях, то нет смысла представляться, но я хочу рассказать нечто более личное.  Меня зовут Алексей «Averrin» Набродов. Я гик и у меня отпуск. И сегодня мы поговорим о ролевых играх. Это будет не инструкция и не обзор — скорее рассказ о своем опыте и попытка пробудить у вас интерес к этой, не побоюсь этого слова, гиковской забаве.

rpg_tabletops_by_pablo_fiorentino_by_pablofiorentino-d5uv39h

Полагаю, многие читатели в той или иной мере знакомы с ролевыми играми. Лично мне постоянно хочется сократить это выражение до известных всем букв RPG, но в данной статье я не делаю этого намеренно.

Как и в программировании, знакомство с ролевыми играми у меня пошло против течения времени — сначала я познакомился с их воплощением в компьютерных играх. Однако, надо понимать, что сейчас RPG != Role-playing game. Парадоксально, понимаю. Подмена понятий, как мне кажется, произошла из-за популярности подхода, которым пытались изобразить ролевую составляющую, сохранив отсутствие сюжетной свободы, а именно — прокачка.

Diablo_II_characters

Как это часто бывает, за попытками дать игрокам отыграть роль, потеряли саму суть. Особенно это было видно в расцвет Diablo 2 — уверен, многие и не в курсе, что там был сюжет, да? От того, что тебе дают на выбор нескольких персонажей и того, что к концу игры они умеют больше чем в начале, игра не становится ролевой. Это мы поговорили о том, о чем мы не говорим в этой статье. А теперь к делу.

Первый шаг из уютных объятий КИ — это, так называемые, Pen and Paper RPG. «А вот мы бы поиграли в продолжение вон той книги, только не главным героем, а той девчонкой, и не по знакомым местам, а они упоминали…» Да, это возможно. Мы поговорим о том, как поиграть в свою собственную ролевую игру. Далее я буду очень субъективен, флеймообразующ и просто груб — у меня есть свое мнение на этот счет.

Большая, и для многих, главная, проблема — одному не поиграть, кто-то должен выполнять все то, что в КИ переложено на разработчиков и непосредственно компьютер — вам нужен Мастер. Вообще, можно играть и вдвоем, но большая часть кайфа потеряется. Нужно трое, а лучше четверо человек. И в один вечер вы вряд ли уложитесь. Особенно первый раз.

Нам редко удается собраться, но в последний  — 8-9ого февраля, к описанию впечатлений этой сессии я и веду. Это была где-то пятая двухдневная наша сессия. Например, я захотел поиграть в DnD еще в школе, когда в игровом журнале читал про Neverwinter Nights. И меня привлекла совсем не роль игрока, меня заворожила сама система (тогда как раз только вышла 3.5), а так же сама идея DM — человека, ведущего рассказ, того, кто может рассказать историю для настоящих слушателей, даже, что особенно интересно, бросающих вызов препятствиям, которые создает Мастер. И вот, спустя десяток лет, я решил попробовать.

Часто бывает, что можно погрести интерес к делу под завалами информации о нем, еще до начала,  поэтому я не глядя предложил DnD 4 (не скажу, что я жалею, но выбор оказался не самый удачный). Как человеку, который с пяти лет перед сном расслабляет мозг тем, что пишет фантастику или фэнтази (исключительно в голове), придумать и обыграть мир для меня не проблема. Не знаешь географию Забытых Королевств — в топку географию, придумаем свою. Хочешь притащить Слаанеша в уютный Мензоберранзан — пожалуйста. Кто-то одобрит заимствывания и солянку, кто-то будет требовать соблюдения канонов, кто-то сам с удовольствием включится в описание мира — это коллективная игра, и основная ее соль — полная свобода во всем.

Тем не менее (а возможно тем и более), быть Мастером — очень сложно. Даже учитывая мою любовь к процессу и способность на ходу продумывать диалоги — через пару часов мозг начинает взрываться. На самом же деле, опытный и талантливый (я не хвастаюсь, я не опытный) Мастер не обязателен (но крайне желателен) — создатели подобных игр сделали все, чтобы не полагаться на «мастерство Мастера» (эк я завернул) — наличие правил, которые можно применять хоть к каждому чиху, возможность доверить броску кубика исход любого события, делает увлекательным любую историю, даже если от сюжета там только то, что веревка не достает до пола 2,5678787878 метра.

Dungeons_and_Dragons_game

И именно тут кроется второй кайф игры — обсуждение. «Нет, гоблин не может подпрыгнуть выше своего роста, даже если кубик говорит обратное! Нет, может! У него ноги в обратную сторону, как у козла! Сам ты козел, где ты такое видел! Нет, у него просто руки длинные! А какой процент у гоблина руки от длины тела?» Такой разговор, переходящий в сравнительную анатомию гоблинов, может длится часами и доставлять удовольствия больше чем сама игра. Кто-то больше любит именно такие споры по цифрам и правилам, кто-то любит просто бить в лицо всякого, кто с тобой спорит, вымещая злость за неудачный разговор с начальством. Главное — не спорить с Мастером. ;)

Лично же я считаю, что правила в основном для того, чтобы ограничить особо буйных игроков и помочь Мастеру, если у него нет способностей сделать историю интересной. Поэтому на последней сессии я предложил сделать еще один шаг в сторону от КИ. Моим друзьям, кажется, понравилось.

Я взял скорее фантастический мир (Меня раздражало, что DnD очень сложно адаптировать под другие миры. Да, я слышал о d20, отстаньте), и совсем убрал правила. То есть мы что-то сгенерили, но только потому что игроки этого хотели — разделение Ролей (да, именно ролей, а не командных функций) произошло на уровне сюжета. Кубик иногда решал, давать подсказку героям или нет, но сюжет я вел сам. Конечно, здесь нужны сыгранные и дисциплинированные игроки, но, как мне кажется, главное — это живость мира вокруг и интересный сюжет. А еще реалистичность — в сутках 24 часа, надо есть три раза в день, ночью работают только продуктовые магазины, а секретные агенты не спешат делиться информацией. Мой вам совет — не скупитесь на артефакты (в классическом смысле слова, а не компьютерном). То есть в процессе рисуйте карты, планы, придумывайте головоломки, заставляйте игроков рисовать магический круг. Если есть время заранее — секретные документы можно напечатать самому, пневматический пистолет на столе во время допроса хорошо поможет вжиться в роль, а кольцо со стекляшкой — может быть не только магическим, но и быть незаметно украденным кем-то ловким.

Конечно, бросая себя и игроков в игру без спасательного круга правил, часто чувствуешь себя беспомощным — игроки упорно не хотят идти в ту дверь, в которую нужно, упорно не задают вопросы, которые продвинут их вперед, и могут внезапно отправиться куда-то, где ты даже не представляешь, что должно быть. И тебе придется отыгрывать местного пьяницу, стараясь одновременно болтать и не спойлерить.

fantasy-dnd

Но это все нытье, а в процессе происходит волшебство: игроки без твоего вмешательства отыгрывают хорошего-плохого полицейского, подкалывают друг друга, подкидывают новые идеи для сюжета. В процессе рождаются маленькие истории, которые запомнятся гораздо лучше сути игры: как воин одел на голову тушку гоблина и бегал «устрашал» своим идиотизмом остальных, как маг 4 раза за сессию сжигал на себе плащи, каждый раз обыскивая трупы на предмет нового, как молодая сыщица «технически» не угрожала сыну хозяйки отеля, или не пыталась пристрелить администратора больницы, а старший товарищ отбирал у нее пистолет. Такие истории делают дружбу крепче, а холодные вечера — теплее.

Наверное, это самое лучшее чувство, когда поняв, что героям пора спать, ты смотришь на часы (ведь вы только пообедали) и видишь 4 часа утра (марафон больше 12и часов выдержит не каждый). Да, многие засиживались за компом до утра, но только здесь это время не кажется пропавшим зря — ведь вы создали целый интересный мир и приятно пообщались с друзьями.

Проблема только в том, что этот мир продолжает тебя звать, а вот собрать вместе 4х человек — совсем не просто. Для любителей самого действа — можно играть по скайпу. С хорошими людьми это тоже очень доставляет, но тут и ощущения другие, и определенные проблемы имеются.

П.С. Задавайте вопросы, я могу еще что-нить рассказать и по этой теме, а ближайшее время я напишу еще про что-нить гиковское и, вероятно, настольное. ;)


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Алексей Набродов@Averrin (7 lvl)
Программист, электронщик, ДМ, графоман, лентяй.
Подписывайтесь на Age of Geeks в Twitter, Telegram, FB, ВК или Дзен, следите за актуальным там, где вам удобно! Также вы можете присылать нам свои статьи. Если вам понравился материал, поддержите проект.
Комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: