ЗА ВОЛГОЙ ДЛЯ НАС ЗЕМЛИ НЕТ

Сегодня и завтра в Steam бесплатно раздают Red Orchestra 2 – ультрареалистичный командный шутер про Сталинградскую битву. Игра вышла почти три года назад, но не утратила своей актуальности – ничего более крутого в жанре FPS про Вторую мировую с тех пор не выходило. Чтобы у вас не осталось сомнений, качать игру или нет, предлагаю ознакомиться с моим рассказом об ней, опубликованном в октябре 2011-го в журнале «PC игры».

ss_1f47164c0b3df94a42d0dc7e6b16312b6fa2f4da.1920x1080

Для жителей Сталинграда 23 августа 1942 года стало незабываемым днем. Образцовый город со знаменитыми садами и белыми высотными зданиями, которыми так гордились горожане, превратился в пылающий ад. Несколько сотен самолетов Люфтваффе подвергли массированной бомбардировке не только промышленные цели, но всю территорию города, не исключая жилых кварталов. На деревянные дома юго-западной окраины обрушился град зажигательных бомб, этот район выгорел дотла. Коробки многоэтажек, расположенные ближе к Волге, устояли, но перекрытия внутри обрушились. Здания в центре города либо рухнули, либо были объяты огнем. Тысячи людей оказались заживо погребены под развалинами. Сталинград был ключевым звеном в обороне СССР, взятие города открывало Гитлеру прямую дорогу к нефти Кавказа, в которой так нуждались войска вермахта. Поэтому город было приказано защищать до последнего. «Превратим каждый район, каждый квартал, каждый дом в неприступную крепость!» – под таким девизом происходила оборона населенного пункта, к исходу августа превратившегося в море огня, пыли и дымящихся руин.

ss_813fd4e4dc3336737af63464dd4f1b4f9972322a.1920x1080

«Русские гордились тем, что защищают Сталинград. Они понимали, что мысленно с ними сейчас вся страна. Однако солдаты не питали иллюзий, зная, какая отчаянная борьба ждет их впереди. Ни один командир не забывал, что Волга – это последняя линия обороны перед Уралом», Энтони Бивор, военный историк

Для убедительности девиз был подкреплен приказом № 227, более известным как приказ «Ни шагу назад!» – в соответствии с ним отступающие без распоряжения командования войска подлежали немедленному расстрелу (в этих целях в состав армий были введены специальные заградительные отряды). Впрочем, самовольные отступления советских солдат были редкостью – обыкновенно красноармейцы намертво вгрызались в занимаемые ими позиции, сражаясь до последнего патрона, до последнего остававшегося в живых человека. Реалии тех кровавых упорных боев, проходивших в городе и его окрестностях с июля 1942 по февраль 1943 годов, попытались воссоздать разработчики Red Orchestra 2: Heroes of Stalingrad – и справилась с этим на недосягаемом ранее уровне реализма.

«Русские – это не люди, а какие-то железные существа. Они никогда не устают и не боятся огня», из дневника немецкого гауптмана

02

Чаще всего смерть в Red Orchestra 2 приходит с одним выстрелом. Однако в зависимости от тяжести ранения она не всегда наступает сразу. К тому же если рана не очень серьезна, можно успеть ее перевязать; правда, сделать это в условиях боя довольно сложно.

Игра не делает попыток дать собственную оценку событиям тех лет – для нее героями одинаково являются и та, и другая противоборствующая сторона, обе проявившие в сражениях нечеловеческую отвагу и выносливость. Правда, то, что из двух одиночных кампаний сначала доступна только одна, за немцев, несколько обескураживает, но потом, когда выясняется, что она представляет собой нечто вроде расширенного туториала, с этим становится проще смириться. Впрочем, и открывающуюся после ее прохождения кампанию за русских «кампанией» в привычном смысле слова назвать сложно – непродолжительные ролики кратко озвучивают изменения ситуации на фронтах и перебрасывают игрока от одной миссии к другой, связанных между собой лишь хронологией реальных боев. Сами миссии – это сражения на мультиплеерных картах, живых людей в которых заменяют боты; несмотря на то, что их поведение сильно отличается от того, с чем игроку предстоит столкнуться в онлайне, прохождение сингла все же имеет несомненную практическую ценность: здесь научат не только стрелять из виртуальных ружья и автомата (что, откровенно говоря, каждый из нас умеет с детства), но и объяснят гораздо более тонкие механизмы управления танком и командования в звании командира отряда.

ss_a71e5d66cd50d845336f97b6e1e0c57e81ebabb1.1920x1080

Моя Сталинградская битва началась на подступах к северным, промышленным районам города, названного именем советского вождя: вместе с группой немецкой пехоты из 6-ой армии генерала фон Паулюса мы штурмовали укрепленные позиции русских в деревне Спартановка. В реальности за два дня ожесточенных боев защитники поселка уничтожили здесь 83 танка, 15 грузовиков и 14 самолетов. Масштаб виртуальных потерь был ощутимо меньше: самолеты и грузовики в игре отсутствуют, поддержки танков в этой миссии нет, а вот пехота гибла в огромных количествах: засевшие в полуразрушенной церкви красноармейцы пулеметным огнем выкашивали десятки немецких солдат и офицеров, которые через несколько секунд возрождались в полуторастах метрах южнее, чтобы снова быть убитыми в безуспешных попытках взять православную крепость.

«С 6-ой армией я могу штурмовать небеса», Адольф Гитлер

09

Red Orchestra 2 – игра настолько реалистичная, что в ней можно регулировать даже расположение прицела, настраивая его на ближнюю или дальнюю стрельбу.

Первое время я погибал с частотой около трех раз в минуту, на себе ощутив высочайшую смертность германских войск в те роковые дни. Смерть приходила неизвестно откуда – я не успел замечать ни выстрелов, ни сразивших меня пуль, ни солдат противника. Это было похоже на мистику. Осознав свою полную беспомощность, я оставил всякие попытки отстреливаться и плюхнулся в глубокую воронку от разорвавшегося артиллерийского снаряда, и стал передвигаться ползком. Тем, кто следовал подобной тактике, удавалось прожить немного дольше, чем другим. Подобравшись к деревянным, но на удивление прочным (они выдерживали даже прямое попадание артиллерии) деревенским домам, я и несколько других удачливых немцев приступили к подавлению огневой точки врага, поливая церковь очередями из автоматов и отправляя на тот свет ее защитников прицельным винтовочным огнем (укрывшийся за одним со мной забором вермахтовец, до этого четырежды погибший несуразной смертью в оврагах, оказался на удивление отличным стрелком). Подавление происходило так: для солдат противника, ослепленных нашим огнем, окружающий мир представал в расплывчатых, «замыленных» очертаниях, и таким образом ответное ведение стрельбы становилось для них делом весьма затруднительным. Это позволило оставшейся части нашего отряда, в очередной раз воскресшего в другом конце поселка, с относительно невеликими потерями миновать наиболее простреливаемый участок поля и приступить к штурму церкви. Отчаянной штыковой атаке предшествовало забрасывание вражеских пулеметных гнезд гранатами, в течение нескольких секунд с обороняющимися было покончено. У русских оставалось совсем немного подкреплений, которые не составило труда отбить. Спартановка была взята.

«Теперь я знаю, что такое настоящий ужас. Заслышав малейший шорох, я вскидываю автомат и стреляю, пока он не раскалится», записки неизвестного немецкого солдата

07

«Враг невидим. Засады в подвалах, развалинах домов, руинах заводов приводят к большим потерям в наших частях», генерал Карл Штрекер

Следующей целью  немцев, против которых я на этот уже сражался, стал Сталинградский элеватор ниже по течению Волги. Огромное возвышающееся над городом зернохранилище русские превратили в первоклассную неприступную крепость. Однако быстрое продвижение немецких танковых корпусов отрезало ее от основных частей, и она оказалась со всех сторон окружена врагом. Над элеватором нависли бомбардировщики, минометы и артиллерия густым огневым валом накрыли здание. От разрывов бомб и снарядов лопался бетон, горело зерно; от пыли и дыма тяжело было дышать. Но это не поколебало боевой дух обороняющихся: противотанковые ружья прекрасно пробивали бронетехнику немцев, и я лично подбил два «Тигра». Мы старались не позволить врагу ворваться в здание, но иногда отдельным группам штурмующих это удавалось и тогда внутри начинались ожесточенные перестрелки; огонь бывал столь силен, что приходилось стрелять вслепую, не поднимая головы из укрытия. Точность такой стрельбы оставляла желать лучшего. Смертельно раненые, наши бойцы успевали за секунды до смерти унести с собой в могилу еще одного-двух противников, швыряя в их сторону гранаты, и столь беспримерный героизм воодушевлял нас на новые яростные контратаки.

«Бои идут в самом зернохранилище. Русские внутри него обречены. Наш батальонный командир говорит, что комиссары приказали этим людям сражаться в элеваторе до конца. Если все здания в Сталинграде будут обороняться, как это, ни один из наших солдат не вернется домой», из дневника немецкого офицера

03

По признанию генерала фон Паулюса, в боях за Дом Павлова в Сталинграде немецкая армия потеряла больше солдат, чем при завоевании Франции.

Ожесточенные сражения разворачивались не только на заводах и фабриках (которые даже в условиях военного времени ухитрялись выпускать военную технику, например, танки Т-34, которые сразу же отправлялись в бой), но и за спальные кварталы. В историю вошел четырехэтажный жилой дом в центре Сталинграда, получивший название «Дом Павлова». В реальной истории он был важной точкой в обороне советской армии, так как от него вела прямая дорога к реке и к порту, через который велось снабжение войск на западном берегу. Немцы атаковали здание ежедневно, но всякий наталкивались на мощное сопротивление: сержант Павлов со своими товарищами встречал их шквальным огнем из подвала, окон и крыши. Пару раз гитлеровцам удавалось захватить первый этаж дома, и тогда бои продолжались внутри здания (для немцев было загадкой, как русским удавалось снабжать гарнизон на верхних этажах). В Red Orchestra 2 сражение реконструировано с потрясающей дотошностью: дом и окрестности созданы на основе фотоархивов и карт того времени, битва, как это и происходило в действительности, ведется за каждый клочок земли. Причем, что самое удивительно, совпадает даже численность обороняющихся: в жизни их число не превышало двадцати-тридцати человек; примерно столько защищают легендарный дом в игре.

«Сталинград поглотил гитлеровские армии… Польша была завоевана за 28 дней – за 28 дней в Сталинграде немцы сумели захватить несколько домов… Франция пала за 38 дней – в Сталинграде за 38 дней немцам удалось перебраться с одной стороны улицы на другую…», из сообщений «Би-би-си», октябрь 1942 года

05

«Бои велись в полуразрушенных, полузасыпанных комнатах и коридорах многоквартирных домов, где еще можно было увидеть вазу с цветами или раскрытую тетрадь с домашним заданием, оставленную ребенком на столе», военный корреспондент Василий Гроссман

Важную роль как среди атакующих, так и среди обороняющихся играют командиры. Они координируют действия своих подчиненных (этим целям служит специальное круговое меню с десятком различных команд), вызывают подкрепления (проще говоря, активируют респаун), запрашивают на позиции противника артиллерийский огонь, предварительно передав по рации координаты (несмотря на то, что разрушаемость окружения в игре в том или ином виде отсутствует, укрывающиеся в зданиях солдаты при обстреле получают серьезные ранения или даже гибнут). На картах смешанного типа, где в боях помимо пехоты участвуют танки, механические монстры приобретают решающее значение. Их стремительные рывки приводят врага в ужас и смятение и позволяют осуществлять быстрой захват позиций; вражеская пехота гибнет под гусеницами, падает, сраженная танковым пулеметом, разрывается на куски от снарядов, выпущенных из пушки. Внутреннее убранство бронированной машины воссоздано с присущим Red Orchestra 2 вниманием к деталям: четверо человек, составляющих экипаж, занимаются каждый своим делом – один наводит и стреляет из пушки, второй ведет пулеметный огонь, третий управляет, четвертый командует; можно влезть в шкуру любого из них, покрутить головой, выглянуть из люка, улучшая обзор, но и рискуя получить пулю в голову. В Red Orchestra 2 могло бы вообще не быть пехоты, а только танки – и она была отличным танковым симулятором; но в ней есть и то, и другое, и поэтому она с успехом выступает сразу в двух пересекающихся жанрах.

04

Несмотря на свой грозный внешний вид и эффективность, танки – механизмы довольно уязвимые. Пехота, вооруженная противотанковыми ружьями, может уничтожить их с двух-трех выстрелов; танку, чтобы уничтожить другой, иногда достаточно одного меткого попадания.

Еще можно вспомнить сражение за центральную железнодорожную станцию Сталинграда, которая, согласно историческим источникам, за пять дней пятнадцать раз переходила из рук в руки, пока окончательно не превратилась в руины. Или битву на заснеженной фабрике «Красный Октябрь» с ее пустынными ангарами и бескрайними сугробами, представляющую собой рай для снайпера… Но, по большому счету, человеку, интересующемуся историей Второй мировой, достаточно показать любую «карту» из представленных в Red Orchestra 2 – и он мгновенно проникнется духом этой необычайно реалистичной игры. И пусть все задания сводятся к одному (захвату и удержанию ключевых точек), а сложность близка к тому, чтобы назвать ее заоблачной, все это в конечном счете не имеет значения: советский солдат ведь не жаловался на однообразие воинской жизни и уж точно не пасовал перед трудностями.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рутра Заморосский@Рутра Заморосский (12 lvl)
Стратег, гонщик, прыгатель по платформам и любитель странного
Подписывайтесь на Age of Geeks в Twitter, Telegram, FB, ВК или Дзен, следите за актуальным там, где вам удобно! Также вы можете присылать нам свои статьи. Если вам понравился материал, поддержите проект.
Комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: