Ведьмак. Настольная ролевая игра

Настольная ролевая игра «Ведьмак»

Настольные ролевые игры, созданные по подобию царицы жанра D&D или просто с оглядкой на нее, по умолчанию сложны в освоении. Но с «Ведьмаком», как мне показалось сначала, все будет куда проще. «Я представляю, о чем этот мир. Разберусь за пару дней», — наивно подумал я. В итоге освоение игры затянулось чуть ли не на месяц. И это хорошо, потому что в настольном ролевом «Ведьмаке» есть чем заняться.


Общий ход игры

Как и в любой ролевой игре, партии в «Ведьмаке» управляются ГМ-ом, т. е. гейм-мастером или ведущим. Именно он — вершитель судеб, рассказчик и конферансье. Все бремя того, насколько веселым и увлекательным окажется приключение, лежит на его плечах. Так что неудивительно, что в толстенном талмуде данному аспекту уделено аж 26 страниц. Именно ведущий должен в первую очередь разобраться с тем, как игра должна строиться, в каком направлении развиваться сценарию и какие возможности есть у игроков, чтобы преодолеть препятствия, которые коварный ГМ будет подтасовывать по ходу повествования.

Как и в D&D, игру можно условно разделить на мирную составляющую и бои. Прокачка, подготовка, крафт, диалоги — все это занимает куда больше времени, чем сражения, но оттого игра становится лишь интереснее. Само собой, если ведущий предложит достаточно увлекательный сценарий.

В мирной фазе игроки путешествуют, встречают персонажей, попадают в разные ситуации, заботливо припасенные ГМ-ом, собирают ресурсы, крафтят, отдыхают и выполняют задания и просьбы. 

В бою, соответственно, игроки используют навыки и совершают действия, пытаясь одолеть противников, а ведущий, управляя врагами, старается создать достаточное испытание, чтобы игрокам было интересно.

В «Ведьмаке» бои — не главное, пусть и важны для игрового процесса. Здесь предусмотрена масса возможностей разобраться с оппонентами без грубой силы. Например, можно устроить словесную дуэль или заработать денег на выступлении в городе. В этом поможет член группы, отыгрывающий барда.

Настольная ролевая игра «Ведьмак»

Создание персонажа

Чтобы даже просто начать игру, требуется потратить немало времени, дабы пройти все подготовительные стадии. Конечно, ГМ может выдать уже готовых персонажей, но куда интереснее самому сформировать своего представителя в вымышленном мире. Причем некоторые характеристики можно выбирать, другие же определяются случайно (либо также выбираются по согласованию с ведущим).

Чтобы создать персонажа, потребуется выбрать его расу, определить возраст и жизненный путь, профессию, распределить параметры и навыки, а затем экипировать. В первый раз это занимает просто невероятное количество времени. 

В качестве расы можно выбрать человека, эльфа, краснолюда, ведьмака или мага. Да-да, ведьмаки и маги, ввиду их особенностей, вынесены отдельно. Раса влияет как на параметры, так и на отношение к персонажу в разных частях мира игры. Например, в Нильфгаарде или на Скеллиге к эльфам относятся как к равным, а вот на севере их попросту ненавидят.

Следующий шаг — прошлое. Придется определиться с тем, откуда персонаж родом и сколько ему лет. Первое даст некоторую корректировку параметрам, второе — возможность разыграть костями по одному событию за каждые 10 лет жизни: например, в прошлом персонаж мог помочь ведьмаку, так что тот теперь в долгу, а мог и попасть в передрягу или даже угодить в тюрьму. Все это может как оказать влияние на характеристики, так и добавить ветвей в социальном графе. Умелый ведущий сможет хитро использовать эту информацию, чтобы подсовывать героям бывших возлюбленных, случайные встречи с врагами или неожиданные спасения в моменты, когда, кажется, выхода нет.

Самое главное — профессия. Она определяет, какими навыками будет владеть персонаж и какую роль сможет выполнять в мирной фазе и в бою. На выбор есть бард, ведьмак, воин, жрец, маг, медик, преступник, ремесленник и торговец. У каждой профессии свои сильные стороны, так что группа из одних ведьмаков будет явно обречена на страдания, ведь не боем единым. Например, бард может ловко орудовать словами в важный момент или собрать денег выступлением, ремесленник — изготавливать и ремонтировать снаряжение (крайне важно в игре), торговец — умело продать товар или заговорить с незнакомцем на иностранном языке. В общем, все профессии важны, все профессии нужны.

Распределение параметров, очков навыков и экипировка героя — заключительные шаги, которые, впрочем, тоже потребуют немало времени для продумывания тактики и вектора развития персонажа. Для навыков в книге приведены емкие описания, как дающие определения свойствам самих навыков, так и поясняющие, что дает их развитие. Для каждой профессии также описаны основные навыки и дерево их развития.

Настольная ролевая игра «Ведьмак»

История и география

События игры разворачиваются после сюжета видео игры «Ведьмак 2: Убийцы королей». В книге содержится масса информации о текущих государствах и их позициях в мире, войне с Нильфгаардом и локациях, которые можно посетить: королевства севера, Махакам и Доль Блатанна, Нильфгаард с его множеством провинций, сказочная Зеррикания, Офир, Дальний Север.

Также в игре есть союзы — негласные формирования представителей различных рас. В их числе ведьмаки (с разными школами), маги (сюда относятся все маги из разных группировок), Гавенкары (мародеры и нелегальные торговцы), Скоя’таэли (партизанские отряды нелюдей), Охотники на магов (нильфгаардские отряды, разыскивающие нелегалов-магов) и Двурогая Луна (повстанцы Назаира).

По каждому государству, союзу, религии приводятся краткие описания, чтобы освежить память о событиях игры, а не знакомые с вселенной могли почерпнуть базовые знания о мире. Впрочем, совсем новичкам может прийтись туго: объем информации для усвоения просто огромен, и если добавлять к этому необходимость вникать во все тонкости здешнего мира, попотеть придется изрядно.

Основные сюжетные персонажи саги здесь тоже представлены. Геральт, Йеннифэр, Лютик, Золтан, Трисс, Вернон, Иорвет, Лето. Для каждого подготовлено как описание, так и полный спектр параметров и навыков.

Настольная ролевая игра «Ведьмак»

Снаряжение, крафт и магия

Казалось бы, основные сложности освоения позади, и можно пускаться в приключение, осталась пара мелочей. А не тут-то было. Снаряжение в «Ведьмаке» играет огромную роль, и его создание — отдельная песня.

Типов экипировки масса: оружие, броня, зелья. Сюда же относятся средства передвижения, инструменты и прочий скарб вроде банок, еды, табака, фонарей. Все это используется в процессе игры.

Первое, на что стоит обратить внимание, — оружие. Оно бывает обычным и Старшего народа. У каждого экземпляра масса характеристик: от хвата и урона до скрытности и дополнительного эффекта. Помимо мечей, топоров и копий, есть и луки с арбалетами. Для стрельбы из них потребуются снаряды.

С броней еще интереснее. Так как зон на персонаже в данной игре всего три, вся броня делится на головную, корпусную и ножную. Отдельно описаны щиты, которые можно носить с одноручным оружием (и даже с двуручным, но со штрафом).

В книге описаны рецепты для изготовления большого числа как компонентов, так и готовых вещей. В большинстве случаев понадобится ремесленник, однако если в партии есть такой персонаж, это значительно упростит жизнь. Крафтить не всегда просто: сбор ресурсов и поиск чертежей занимает время. Зато купить хорошие вещи вряд ли будет просто, а уж если выйдет раздобыть несколько уникальных предметов, за ними потребуется особый уход. А в случае поломки их нужно ремонтировать, и тут без ремесленника тоже не обойтись.

Магия в игре разбита на несколько видов: заклинания, используемые магами, инвокации жрецов, знаки ведьмаков, ритуалы (заклинания, создаваемые с ингредиентами) и порча. Изучение происходит из книг либо у учителя, как и с другими навыками.

Руководство ведущего и бои

В книге аж 26 страниц посвящено тому, как вести игру. Расписаны подготовка сюжета и продумывание приключения, даны советы касательно планирования столкновений с врагами, выдачи опыта. Также не забыты и базовые материи, которые ведущий с малым опытом может не знать.

Помимо этого, здесь приведены некоторые сюжетные решения из игр серии, результаты которых могут отличаться. Соответственно, события и состояние мира могут разниться в зависимости от того, как повернулась история в играх.

В помощь ведущему в последующих разделах также приведен внушительный бестиарий с подробным описанием врагов и их параметрами, чтобы максимально эффективно подбирать тип и количество врагов для столкновений с игроками.

Бои в игре делятся на этапы примерно по три секунды. За каждый ход, очередность которых определяется параметром «Инициатива», игрок может переместиться и выполнить действие. Как и в D&D, все определяется по ходу и в зависимости от окружения, и ведущий решает, что допустимо, а что нет. Однако прямые удары, выстрелы и заклинания обсчитываются исключительно теми формулами, которые предусмотрены заранее. 

Помимо распределения брони на зоны, у каждого существа есть и конечности, и в бою можно использовать это для создания преимущества, например попытавшись попасть из арбалета слабым противникам в головы, чтобы быстро выбить их из сражения. У каждого существа есть поле зрения, поэтому бои, особенно с многочисленным противником, могут оказываться еще и позиционными. Эффективность действий зависит не только от характеристик или владения оружием, но и от бронированности цели, наличия укрытий или ран. В целом первые бои получаются достаточно сложными в розыгрыше, потому что уследить за всеми нюансами не всегда просто. Опыт ведения игр D&D окажется весьма кстати.

Книга

Настольная ролевая игра «Ведьмак»

Вес: 1225 г
ISBN: 978-5-907170-26-1
Издание: твердая обложка
Страниц: 336
Формат: 220х282
Авторы: Коди Пондсмит и Лайза Пондсмит

Сама книга выполнена достойно: твердая глянцевая обложка, тканевый твердый переплет. Так как книга солидная по объему, бумага здесь обычная тонкая, так что стоит быть аккуратным при листании. А листать придется очень много, постоянно курсируя от раздела к разделу. Стоит запастись большим количеством закладок или записок, на которых можно подписать название раздела, чтобы не искать каждый раз.

Наш экземпляр успешно пережил испытание использования в течение месяца, так что должен и дальше служить отлично при условии аккуратного использования.

Стоит также сказать про размер: книга чуть меньше артбука «Мир Ведьмака», о котором мы писали ранее, так что на полке, стоя рядом, книги будут немного отличаться. Причем не только по размеру, но и по шрифту названия — у артбука он почему-то не такой, как в игре.

Заключение

Настольная ролевая игра «Ведьмак»  — отличное приключение для ведущего и группы игроков. Она сложна в освоении, и с первого захода возникнет так много вопросов, что ответить на них все и сразу не получится: придется перечитывать разделы, пробовать разыгрывать партии, а какие-то моменты решать для себя по ходу приключения.

Тем не менее, это прекрасное руководство по ролевой игре, предусматривающее массу возможностей для целого вороха разных профессий. Комбинируя их можно создавать очень любопытные партии, способные справиться с любыми невзгодами этого жестокого мира.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Евгений Беляев@MorgenS (167 lvl)
Гик и геймер. Фанат ПК и чуточку консольщик. Редактор и автор.
Автор статьи в Twitter
Подписывайтесь на Age of Geeks в Twitter, Telegram, FB, ВК или Дзен, следите за актуальным там, где вам удобно! Также вы можете присылать нам свои статьи. Если вам понравился материал, поддержите проект.
Комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: