Взрывная блондинка

«Взрывная блондинка»: шпионка, выйди вон

Взрывная блондинка
«Взрывную блондинку» или Atomic Blonde продают как женскую вариацию ультрахардкорного боевика «Джон Уик». Тем неожиданнее видеть вместо этого шпионский детектив, напоминающий фильмы «Шпион, пришедший с холода» или «Шпион, выйди вон!» великого Джона Ле Карре.
О последнем вы наверняка слышали — в 2011 году его экранизировал Томас Альфредсон с оператором Хойте ван Хойтема (он же снял и вышедший недавно «Дюнкерк»). Но звездный состав (Олдман, Фёрт, Харди, Хёрт, Камбербэтч и, внезапно, Константин Хабенский) фильму не помог — тягучий шпионский триллер был не слишком-то тепло принят зрителями.

Обман рекламной кампании нужно было заметить с самого начала. Atomic Blonde снят по комиксу «Самый холодный город» Энтони Джонстона и Сэма Харта. В первоисточнике и близко нет «взрывного экшена», и хотя сюжет графического романа для сценария неслабо переписали, к тому, что Дэвид Литч — сорежиссер «Джона Уика» и один из лучших профессиональных каскадеров Голливуда — снимет именно такое кино, кажется, никто не был готов.

Холодный боевик о развернувшейся у Берлинской стены борьбе британской шпионки Лоррейн Бротон за список секретных агентов спецслужб, действующих на территории разделенного стеной Берлина, вызывает двойственные ощущения. Иногда его хочется сравнивать с лучшими: за живой город (едва ли хуже, чем в описывающей более поздний период драме «Гуд бай, Ленин!»), яркое противостояние агентов (здесь вспоминается не только «Шпион, выйди вон!», но и фильмы вроде «Шпионского моста»); запоминающуюся операторскую работу (Джонатан Села, поработавший над «Законопослушным гражданином» и «Максом Пейном», заставляет не раз вспомнить «Неонового демона» и «Дитя человеческое»).

Atomic Blonde

Отдельного восхищения заслуживают актеры. Естественно, речь идет не о Тоби Джонсе (как и в «Шпион, выйди вон!» играющем агента MI-6 – этот образ прилип к нему основательно) или Джоне Гудмане (его агент ЦРУ слишком похож на доброго дядюшку из соседнего дома), а о Джеймсе МакЭвое и Шарлиз Терон.

МакЭвой, кажется, вошел в пограничное состояние между «Грязью» и «Сплитом»: его руководитель берлинского бюро MI-6 Дэвид Персиваль успешно перетягивает фокус внимания на себя, и заслуживает отдельной полнометражки (которая, вероятно, будет снята в случае кассового успеха Atomic Blonde). И, пожалуй, это самый цельный, проработанный и удачный персонаж фильма.

Роль Шарлиз Терон здесь довольно проста: гамма эмоций у героини ограничивается холодной расчетливостью. Но для актрисы этот проект стал очень личным: она заметила сценарий, привлекла к разработке собственную продюсерскую компанию Denver and Delilah Films, предложила режиссерские кресла Дэвиду Литчу и Чаду Стахелски (но второй ушел снимать сиквел «Джона Уика»), исполнила главную роль и выполнила большую часть трюков в фильме. И здесь начинается то, за что «Блондинка» должна войти в зал вечной славы боевиков: драк здесь мало, но они поразительно человечны. Лоррейн Бронтон — не сверхженщина, не какая-то Черная Вдова. Она быстро устает, борется с более тяжеловесными, такими же живыми противниками, падает, пытается отдышаться или хотя бы немного прийти в сознание. Если вы слышали восторженные отзывы о «драке на лестнице», поверьте, все они правда, до последнего слова.

Претензии к фильму начинаются тогда, когда заканчивается действие и герои открывают рты. За рамками боевика, Atomic Blonde — абсолютно одноразовая и беспомощная шпионская история с нарушенной логикой повествования, по факту отсутствующей мотивацией героев и ужасным сюжетным кульбитом в конце. И можно было бы закрыть на это глаза, как все уже простили отсутствие сюжета двум частям «Джона Уика». Но для фильма, семьдесят процентов которого строятся на внимании к деталям перевернутой пирамиды сюжета, это катастрофа.

Мы все в той или иной мере мыслим стереотипами: никто по умолчанию не ждет сюжетных откровений от экранизаций комиксов. Но когда авторы заявляют претензии на Смысл, зритель начинает искать ответы на поднятые вопросы. По факту, философские размышления о двойных стандартах здесь нивелируются невозможностью верить карикатурным персонажам (привет, русский агент Бахтин или эротоманка Делфин, бросающаяся в постель к объекту слежки), а тонкое и аккуратное раскрытие главных героев через абсолютное безмолвие раз за разом сбивается с темпа, выпаливая все, что не успели сказать скороговоркой и в лоб.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

65
Технически, Atomic Blonde исполнена блестяще — отдельными моментами и вовсе хочется долго восхищаться. Но «благодаря» слабому сценарию, фильм оставляет дурное послевкусие. И даже если вовремя отключить критическое восприятие сюжета, ощущение обмана вас рано или поздно нагонит, и ни одна драка на фоне «Сталкера» Тарковского, никакой Высоцкий, звучащий в предфинальной сцене, от этого не спасут.
Василий Вагин
Василий Вагин@Basil (48 lvl)
Приходящий автор
Автор статьи в TwitterАвтор статьи в VK
Подписывайтесь на Age of Geeks в Twitter, Telegram, FB, ВК или Дзен, следите за актуальным там, где вам удобно! Также вы можете присылать нам свои статьи. Если вам понравился материал, поддержите проект.
Комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: