Что общего у фильма «Высотка» и игры BioShock?

На протяжении нескольких лет в прессе муссировались слухи об экранизации культового шутера BioShock. К истории об увядающем подводном городе подступались то снявший «Пиратов Карибского моря» Гор Вербински, то Хуан Карлос Фреснадильо, поставивший зомби-триллер «28 недель спустя». Но дальше переговоров дело так и не пошло, и с каждым годом перспективы появления фильма про мутантов-сплайсеров и Больших Папочек становятся все более сомнительными. Зато поклонники игры могут найти своеобразное утешение в картине Бена Уитли «Высотка», в основу которой лег одноименный роман 1975 года. Только следует учесть, что это не фантастический экшн, а душный и неуютный психологический триллер, скрещенный с социальной драмой. Браться за просмотр стоит с большими оговорками, а сравнения с детищем Кена Левина не так очевидны — чтобы рассмотреть их, придется копнуть глубже.  

высотка хиддлстон антиутопия

По сюжету, одинокий молодой физиолог Роберт Лэнг, живущий в условно ретрофутуристичной Великобритании, заселяется в элитную высотку — сорокаэтажное чудо инженерной мысли. В небоскребе есть все, что нужно для комфортной жизни современному человеку — супермаркеты, спортивные залы, бассейн и даже сад с животными на самой крыше. Туда, правда, простым смертным вход заказан. На самом деле, им в высотке много куда вход заказан, и это постепенно становится причиной того, что шаткая утопия рушится, а на волю вырываются низменные инстинкты и желания обитателей элитного жилищного комплекса.

Жанр антиутопии сегодня сильно дискредитирован писателями и кинематографистами, потакающими неприхотливой подростковой аудитории. Если борьба с режимом и классовая стратификация — так обязательно какие-нибудь «Голодные игры» или «Дивергент», а то и чего похуже. Приятным исключением стала лента «Сквозь снег» корейского режиссера Пон Чжун Хо, так и не добравшаяся до нашего проката. У «Высотки» и «Снега» хватает общих черт. И там, и там действие развивается в замкнутом пространстве со своей экосистемой. В одном случае это поезд, в другом — небоскреб. Как и подобает антиутопиям, в обеих картинах против правящей богемы восстают низы — жители нижних этажей «Высотки» и пассажиры замыкающих вагонов несущегося по апокалиптическим пейзажам состава. И в обоих случаях ни к чему хорошему это не приводит.

антиутопия сквозь снег

Сквозь снег

На этом, правда, сходства заканчиваются, и начинаются различия. Персонажи «Сквозь снег» боролись за выживание, ведь условия их содержания мало чем отличались от образцовых концентрационных лагерей. Антисанитария, обноски вместо нормальной одежды, детей отбирают и отправляют на принудительные работы, да еще и кормят протеиновыми батончиками сомнительного состава. Элита, понятно, питается ананасами. Социальный конфликт «Высотки» не столь остр, но последствия у него не менее катастрофичны. Просто жители разных этажей в какой-то момент не поделили предоставляемые им привилегии — одна буржуазия посчитала себя буржуазнее другой. И если в «Сквозь снег» мы наблюдали за происходящим с точки зрения лидера бунтарей, сыгранного бородатым Крисом Эвансом, то в «Высотке» главный герой — это безучастный и практически не эмоционирующий Лэнг (Том Хиддлстон). Свой революционер здесь тоже есть, и, кстати, тоже Эванс (но Люк), однако он лишь второстепенный персонаж. За падением нравов мы будем следить с высшей позиции — хоть Лэнг формально и относится к среднему классу высотки, он лично знаком с местной богемой. К слову, теряющей человеческий облик куда быстрее остальных.

BioShock

BioShock

Где-то здесь и проходит параллель между «Высоткой» и BioShock. Вместо кричащего ар-деко здесь присутствует сдержанный урбанизм, но в воздухе витает узнаваемая атмосфера декаданса. Обитатели высотки — те же обезумевшие сплайсеры. Они стремительно забывают свои социальные роли, хоть в их настоящее еще и врываются отголоски прошлого. Но на смену рядовому гедонизму приходят мародерства, изнасилования, оргии и убийства. Безнаказанность опьяняет и влечет за собой новую безнаказанность. Вот она, добровольная изоляция от окружающего мира, доведшая жителей до состояния пауков в банке. Если бы первоначальные слухи о втором BioShock оказались правдой, и вторая игра серии рассказала предысторию, игроки стали бы свидетелями событий, схожих с теми, что описал в своем романе Джеймс Баллард, а затем перенес на экраны Уитли.

Снять «Высотку» планировалось по горячим следам — еще в 70-х, незадолго после публикации оригинального романа. Но тем планам не суждено было сбыться, и, несмотря на все многолетние попытки продюсера Джереми Томаса сдвинуть проект с мертвой точки, книгу в итоге признали неэкранизируемой. И знаете, пусть мир спустя сорок лет все-таки увидел «Высотку» в кино — роман так и остался «неснимаемым». Смотреть ленту сложно, а местами попросту невыносимо. Такое нужно изучать студентам психфака, а потом писать по прочитанному и увиденному эссе и курсовые. Мелькнувший в одном из первых кадров томик «Психопатологии обыденной жизни» Зигмунда Фрейда сразу намекает собравшимся на то, что их ждет далеко не самое простое путешествие в глубины человеческой психики. И это притом, что все аллегории, метафоры и послания написаны вполне разборчивым почерком. Пока Лэнг красит стены своей новой квартиры, с фасада его психики слетают последние осколки здравого смысла, уступая место дикарю, который таится внутри каждого, даже самого напыщенного аристократа. Погрязшее в эскапизме общество потребления в считанные месяцы возвращается к первобытно-общинному строю, искренне считая это своим освобождением. Освобождением от рамок и условностей, большую часть из которых они сами же на себя и навешали, в том числе отказываясь покидать высотку даже тогда, когда ситуация окончательно выходит из-под контроля.

антиутопии высотка люк эванс

Как вы помните, в BioShock яблоком раздора стал адам — вещество, дарующее его обладателю сверхспособности. В «Высотке» же мутагеном стал сам образ жизни ее действующих лиц — они как будто распознали, что являются всего лишь персонажами причудливой фантасмагории, и смело пускаются во все тяжкие, устраивая зрителю затяжной наркотический трип, скроенный из странных образов, стильной картинки и напряженного саундтрека. Происходящее на экране на протяжении почти двух часов сперва интригует, затем убаюкивает и, наконец, шокирует и вводит в натуральный ступор. А доминирующая эмоция, остающаяся после просмотра — острое желание помыться.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Юрий Красавин@Master Q (43 lvl)
Темный рыцарь интернета, пишущий про кино и вот это все.
Подписывайтесь на Age of Geeks в Twitter, Telegram, FB, ВК или Дзен, следите за актуальным там, где вам удобно! Также вы можете присылать нам свои статьи. Если вам понравился материал, поддержите проект.
Комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: