Восхождение Юпитер

Вачовски: Снисхождение. Рецензия на фильм «Восхождение Юпитер»

jupiter1

Наполовину русская, наполовину английская девушка с необычным именем Юпитер и обычной фамилией Джонс («А когда злюсь, еще и Болотникова» ©) живет в Чикаго, но на этом ее преимущества перед другими наполовину русскими девушками кончаются. Она встает в пять утра и отправляется чистить унитазы в домах зажиточных американцев. И так бы продолжалось еще долго, не попади Юпитер в поле зрения властной семьи Абрасакс, правящей во Вселенной. Всему виной генетический код девушки, в точности повторяющий ДНК предыдущей космической правительницы, что позволяет ей заявить о своих правах на трон. Такой расклад совсем не на руку действующей власти, так что на Юпитер объявляется охота.

Создается впечатление, что где-то там, на рубеже тысячелетий родственники Вачовски потеряли себя. Как в личностном плане – один из участников когда-то братского дуэта провел операцию по смене пола, а затем, уже будучи женщиной, стал лесбиянкой – так и в творческом. Вачовски не прекращали творить, но шедевральная «Матрица» так и осталась для них вершиной, нерукотворным памятником, в тени которого зябнут все их последующие фильмы. Галлюциногенный «Спиди Гонщик» громко провалился, претенциозный «Облачный атлас» оказался совершенно не понят североамериканским зрителем. Спустя два с небольшим года после релиза последнего постановщики возвращаются на территорию чистокровной фантастики. Неизвестно, собирались ли они бодаться со «Звездными войнами» или со «Стражами Галактики», но замах был на полноценную космическую оперу. А получился какой-то водевиль.

jupiter2

Выглядело все довольно заманчиво. Полностью оригинальный продукт в новом сеттинге, не основанный ни на комиксе, ни на книге, ни на видеоигре. Запускать сейчас такой проект в производство без подспорья в виде многомиллионной фанбазы – уже само по себе огромные риски. А тут и Мила Кунис в роли русской иммигрантки, ставшей владычицей Вселенной, и человек-волк Ченнинг Татум в реактивных ботинках, и какие-то летающие люди-ящерицы, династии космических аристократов и вообще все то, что годами муссировалось не шибко талантливыми фантастами в их грошовых произведениях. Включая недостаточно проработанный мир, засилье клише и штампов и беспросветную глупость диалогов.

Несмотря на внешнюю напускную привлекательность, драматургически «Восхождение Юпитер» недалеко ушел от инфантильной подростковой фантастики а-ля «Дивергент». Тематика избранности в том или ином виде встречается во всех картинах тандема Вачовски, но в этот раз история нео-Золушки подана уж слишком прямолинейно. Вчера она драила туалеты, а сегодня претендует на королевские регалии вселенского масштаба. И вот она уже в центре всеобщего внимания, а на руках ее носит вооруженный мужчина атлетического телосложения, не стесняющийся оголять свой торс. Признаки девичьей беллетристики налицо. А теперь представьте все штампы космической фантастики, которые закинули в блендер, тщательно взбили, перемешали и вылили поверх.

jupiter3

Да, практически любая космоопера под определенным углом зрения может напомнить парад фриков. Только вот качественных представителей жанра определяют наличие вкуса и чувство меры. При взгляде же на «Восхождение Юпитер» перед глазами всплывает процесс написания сценария родственниками Вачовски. Живо представляется, как Энди и Лана, словно взволнованные подростки, толкаясь локтями и ежесекундно перебивая друг друга, предлагают одну безумную идею за другой. Такой энтузиазм похвален, особенно в современных душных условиях тотального студийного контроля, только вот итоговая целостность еще никому не мешала.

В картине слишком много ненужной мишуры, перегружающей и так неровное повествование. Большеголовые гуманоиды, умеющие мимикрировать под людей, невесть откуда взявшиеся наемники, подставляющие друг друга при первом удобном случае, андроиды-юристы, ублажающие одного из антагонистов феи в человеческий рост… За два часа перед зрителем проносится слабо осмысленный калейдоскоп из образов и событий. Взираем на все это мы глазами Юпитер Джонс (чье русское происхождение, кажется, введено в сюжет лишь в качестве отсылки на славянские корни самой Милы Кунис), а большую часть ликбезов для нее проводит удивительно живучий на этот раз Шон Бин и выглядит это примерно следующим образом: «А это <случайный набор букв> из рода <случайный набор букв> с планеты <случайный набор букв> из системы <случайный набор букв>». А она в ответ хлопает ресницами и повторяет: «Ни фига себе!» (натурально – раз пять за фильм). Вот тебе и ни фига себе.

jupiter4

Очевидно, что «Юпитер» скроен вовсе не из высоких материй и не преисполнен глубинных смыслов. Остается надеяться на зрелищность, и хотя бы она по большей части не подводит. Экшна здесь много, на открытых пространствах он не уступает каким-нибудь «Трансформерам», а в помещениях радует отлично поставленной хореографией и качественными перестрелками. Полеты Татума в чудо-ботах вообще идут отдельным пунктом. Только вот есть риск устать от всего этого эскапизма настолько, что уже даже финальный эпик радовать не будет. При всей своей пусть и сдержанной, но все же претенциозности лента напоминает работу начинающего режиссера, которому по чистой случайности выписали чек на восьмизначную сумму в долларах, и он, опасаясь, что щедрые продюсеры вот-вот передумают и отберут у него деньги, творит-творит-творит, сам толком не понимая, что у него получается. Между прочим, именно такими могли стать прошлогодние «Стражи Галактики», но Джеймс Ганн, имея сомнительное резюме, поставил простую, как три копейки, но изобретательную, залихватскую и веселую фантастику. Попытки пошутить в «Восхождении Юпитер» плоски, как грудь Киры Найтли, всем заправляет Его Величество пафос и оммажи на грани автоплагиата («Облачный атлас» будет аукаться много и часто). Даже не верится, что авторы пусть и визуально богатой, но уж очень недалекой ленты когда-то сняли икону современного киберпанка, а теперь всухую проигрывают кинокомиксам.


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

60
Попытка Вачовски напомнить о себе, как о фантастах: привлекательная внешне, но до обидного пустая внутри.
Юрий Красавин@Master Q (43 lvl)
Темный рыцарь интернета, пишущий про кино и вот это все.
Подписывайтесь на Age of Geeks в Twitter, Telegram, FB, ВК или Дзен, следите за актуальным там, где вам удобно! Также вы можете присылать нам свои статьи. Если вам понравился материал, поддержите проект.
Комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: